Крупные авиакатастрофы Нижегородской области за 86 лет: «Упал на площадь во время парада»

Крупные авиакатастрофы Нижегородской области за 86 лет: «Упал на площадь во время парада»

Небо ошибок не прощает

По мировой статистике самым безопасным видом транспорта является воздушный. Несмотря на это, история знает множество случаев падений самолётов и вертолётов, зачастую сопровождавшихся смертями людей. Не исключение и Нижегородская область. Здесь собрано большинство авиакатастроф, которые когда-либо происходили на территории региона с первой половины XX века.

Выксунский район

30 июля 1936 года сотрудники выксунского завода №2 медсаноборудования Наркомздрава РСФСР вместе с комендантом, пока директор отсутствовал в Москве, решили полетать на заводском самолете АИР-6. Взлёт они совершили на строящемся около завода аэродроме, которые ещё не был готов к использованию из-за близко расположенных проводов и заводских строений. После полёта пилот совершил две безуспешных попытки приземления, в одну из которых самолёт прошёл даже под проводами. При третьем заходе пилот, проходя низко над домами, совершил глубокий вираж и задел крылом самолёта угол дома. Из-за этого судно стало падать и загорелось. В результате самолёт, два 8-ми квартирных деревянных дома и сарай сгорели. Все три человека, находящиеся на борту, погибли.

Большеболдинский район

 5 сентября 1941 года самолет ДБ-3, принадлежавший Воронежскому авиационному заводу №18, летел в сильный дождь над поселком Разбужай и урочищем Широкий Овраг в Язовском сельсовете Большеболдинского района. Ничего не предвещало катастрофы, пока судно не повернуло в сторону леса «Качауровская дача». Вскоре там раздался взрыв, а тела трёх членов экипажа были разорваны на множество кусков. Некоторые из них вместе с обломками самолёта были найдены висящими на деревьях на расстоянии до 50 метров от места гибели самолета. Обломки ДБ-3 оказались разбросаны на площади 150х65 метров, а на месте падения образовалась яма длиной 13, шириной 4 и глубиной 1,5 метров. В яме находились лишь две лопасти винтов и два цилиндра моторов.

Предполагается, что судно производило вынужденную посадку в поле из-за отклонения от курса и плохих погодных условий. При снижении самолёт срезал верхушки деревьев и ударился о землю. При падении произошёл взрыв в носовой части машины. По мнению одних экспертов, на самолете мог оказаться взрывчатый груз, что и привело к последствиям, но, если его там не находилось, то могла быть совершена диверсия. Однако по информации Российского государственного архива экономики со ссылкой на документ созданной Комиссии на основании приказа наркома авиационной промышленности А. И. Шахурина от 10.09.1941, о данных версиях вообще не сообщается.

Павловский и Уренский районы

30 июня 1948 в Павлово пилот на самолете По-2, который принадлежал машиностроительному заводу имени С.И. Кадышева, выполнял рабочий рейс в город Горький и обратно. После выполненного поручения лётчик самовольно решил прокатить двух пассажиров, ожидавших на аэродроме его возвращения. Во время полёта, на радость обывателям, пилотом было сделано несколько «горок» и «пике». На одной из фигур на высоте 75-100 метров самолет вошел в штопор и затем врезался в землю в 200 метрах от аэродрома. Лётчик погиб, а пассажиры были ранены. Комиссия заключила, что самолёту не хватило высоты и скорости, чтобы произвести трюк. Пилот нарушил требования наставления по производству полетов, которые запрещали производить фигурные полеты на гражданских самолетах. 

Двумя месяцами позднее аналогичная катастрофа произошла в Урени. 1 сентября 1948 года после доставки директора лесхоза на совещание пилот По-2 взял на борт бухгалтера отдела рабочего снабжения и прокатил его. Короткого полёта оказалось мало. Приземлившись и пристегнув пассажира ремнями, самолёт отправился совершать воздушные фигуры в небе. На «петле» самолёт ушёл в «штопор» и ударился о землю. Оба человека погибли.

Кулебакский район

20 сентября 1949 г. экипаж самолёта Ил-12 Казахского главного управления гражданского воздушного флота выполнял ночной грузовой полет Москва-Караганда. На борту находилось 17 755 килограммов груза вместо допустимых 17 250. Из-за плохих метеоусловий маршрут самолёта был изменен. В районе Мурома экипаж доложил диспетчеру, что судно вынужденно приземлится в Горьком из-за отказа левого мотора. После этого сообщения связь прервалась.

Выживший пилот в последствии докладывал, что после Мурома давление масла левого мотора упало, и он остановился. Самолет резко развернуло влево и он стал терять высоту, несмотря на попытки экипажа стабилизировать судно. Летчики начали сбрасывать лишний груз, однако это не помогло, и самолет продолжал стремительно снижаться с левым креном. В 22 километрах восточнее Мурома судно несколько раз ударилось о поверхность земли и упало в лес в 70 метрах от места первого удара. Два из трех летчиков погибли.

Комиссия постановила, что у экипажа не было возможности посадить самолет на аэродром ПВО Саваслейка, рядом с которым произошло крушение. На нем отсутствовал ночной старт, а установить с борта радиосвязь с аэродромом было невозможно из-за отсутствия радиоданных, поэтому пилоту необходимо было долететь до горьковского аэродрома. Также ситуацию усугубил явный перегруз в 505 килограмм.

Княгининский район (в 1955 году - Арзамасский)

Самолет По-2 Приволжского территориального управления ГВФ 6 августа 1955 года доставлял 250 грамм консервированной крови из Арзамаса в райцентр Княгинино. С разрешения командования, пилот взял на борт двух пассажиров – председателя Сеченовского райисполкома и председателя колхоза «Прогресс». Они возвращались из Арзамаса к месту своей работы после участия в областной сессии. Прибывая к больнице в Княгинино, чтобы оповестить о своём прилете, пилот начал выполнять виражи. Во время одного из крутых виражей летчик перевел свое внимание от пилотирования самолета на появление медперсонала во дворе больницы. Из-за этого скорость машины снизилась, и она ушла в «штопор». Расстерявшись, пилот допустил ошибку в технике вывода самолета из «штопора» (убрал газ и полностью притянул рычаг управления на себя). Самолет в штопорном положении упал в больничном саду в 50 метрах от больницы. В результате крушения председатель райисполкома погиб, а пилот и председатель колхоза получили ранения и переломы.

Горьковская область, 45 км юго-западнее а/п Горький

28 января 1957 года самолет Ли-2 выполнял рейс по маршруту Москва – Горький – Челябинск с грузом 1826 килограмм. Полет проходил в облачности в условиях обледенения на высоте 1200 метров. Из-за уменьшения оборотов и последующего отказа правого мотора судно стало снижаться, разворачиваясь вправо. Экипаж, неправильно посчитав, что причиной отказа мотора является обледенение карбюратора, не принял в дальнейшем никаких мер к восстановлению его работы. Рабочему левому мотору была увеличена нагрузка. После этого в течение 10 минут самолет находился в горизонтальном полете. Затем работающий мотор перегрелся, началась его сильная тряска. Самолет стал снижаться. Из-за сильного тумана границу с землей определить было невозможно, поэтому самолет резко ударился о почву. Авария произошла в 45 км от а/п Горький.

Арзамасский район (в 1955 году — область)

22 сентября 1956 года экипажам Хатангского авиаотряда Полярной Авиации было поручено перегнать с Казанского вертолетного завода два новых Ми-4 (Н-42 и Н-95) по маршруту Казань - Горький – Москва - Архангельск - Дудинка – Хатанга. Вертолеты двигались друг за другом. (Н-42 шел впереди на расстоянии 1-1,5 километров и выше, чем Н-95. После прохождения деревни Вашутино Курмышского района Арзамасской области первый вертолет стал рассыпаться в воздухе: разрушились хвостовая балка судна и его хвостовые лопасти. Потеряв управляемость, вертолет развернулся влево, накренился вправо и стал падать в поле между деревнями Вашутино и Плетниха. В процессе падения он опрокинулся вверх колесами. При столкновении с землей произошел взрыв. Весь экипаж Н-42 в составе 4 человек погибли.

Воскресенский район

4 декабря 1960 года экипаж сыктывкарской авиагруппы выполнял плановый пассажирский рейс на Ил-14. После остановки в городе Горьком, на борту находились 8 взрослых пассажиров и 1 ребенок. Полет происходил ночью в условиях высокой облачности и обледенения. Вскоре после вылета с Горького экипаж доложил диспетчеру том, что загорелся правый двигатель.

«52091, выключайте двигатель, у вас высота большая», - в ответ прозвучало из динамиков пилотам.

Однако это и последующие сообщения с командно-диспетчерского пункта остались без ответов.

Разрушенный и сгоревший самолет Ил-14 был обнаружен в поле, в 500 метрах восточнее деревни Черново Воскресенского района. Комиссией установлено, что после применения средств пожаротушения и невозможности ликвидировать пожар, экипаж перевел самолет на снижение с зафиксированным винтом правого двигателя. На высоте 100-150 метров от земли самолет вышел из облаков. Под большим углом он стремительно снижался. Экипаж был вынужден резко вывести самолет из этого положения, чтобы избежать катастрофы. Однако в результате возникших перегрузок правая часть крыла отломилась. Самолет стал падать и разрушаться в воздухе. В 22:53 он столкнулся с землей. В крушении погибло пять членов экипажа и девять пассажиров.

Арзамасский район

Экипаж Як-12А в составе пилота и авиамеханика 16 апреля 1961 года выполняли авиационно-химические работы на поле. Из-за заканчивающегося масла в баке самолета пилот принял решение улететь в аэропорт Арзамаса для замены горючего. Он планировал продолжить работы на поле утром.

Без разрешения командования отряда и согласия аэропорта на прием экипаж вылетел в точку назначения. Пилот также заранее не учел погодные условия. Он собирался их узнать уже во время полета, однако диспетчер аэропорта не отвечал. Вскоре Як-12А попал в туман с видимостью 500 метров. Летчик так и не смог связаться с диспетчерским пунктом. Радиостанция в аэропорту в это время не работала и никого из ответственных работников на аэродроме не оказалось. В полете над туманом, который скрыл землю полностью, пилот потерял ориентировку. В течение 45 минут он безуспешно пытался восстановить ее, меняя курсы. Так и не увидев земли, авиатор решил снижаться с высоты 100 метров. Вскоре он зацепил самолетом деревья. Судно упало в лес районе железнодорожной станции Арзамаса. Пилот и авиамеханик остались живы, но получили тяжелые ранения.

Расследование показало, что диспетчер аэродрома самовольно ушел с работы в 16:00, несмотря на то, что рабочий день длился до 18:30. Так как диспетчерский пункт пустовал, пилот Як-12А не получил штормового оповещения, составленного наблюдателем в 16:58 после образования тумана.

 

Арзамасский район

    Практически ровно через девять лет еще один легкий самолет разбился на арзамасских землях, также при выполнении авиационно-химических работ на поле. Однако в этот раз без жертв не обошлось.

    17 апреля 1972 года самолет Ан-2 сбрасывал минеральные удобрения на поле. Один из перелетов на ранее не обработанный участок поля выполнялся летчиком со снижением до высоты 15 метров над землей. Оно выполнялось против солнца, которое создало серьезную помеху видимости. После пролета над поселком Выездное, не заметив вовремя опору ЛЭП, пилот попытался в последние моменты набрать высоту. Сделать этого он не успел: левой стойкой шасси самолет зацепился за грозозащитный трос опоры, высота которой 21,5 метров. Трос оторвался и под действием сил амортизации перекинулся через хвостовую часть фюзеляжа. При дальнейшем движении самолета он перерезал ее прямо в полете. Самолет без хвоста обрушился через 258 метров от этой части воздушного судна в пологий овраг, заполненный водой. Экипаж в составе двух человек погиб на месте.

    Сеченовский район

    1 мая 1989 года самолет Ан-2Р над площадью села Сеченово разбрасывал праздничные листовки во время мероприятий, посвященных Дню весны и труда. Полет совершался по просьбе местных органов власти, однако экипаж не имел необходимой подготовки и плана полета для его осуществления.

    После первого захода из-за сильного ветра летчики решили, что листовки летят не на площадь, а в сторону. Пилотом было принято решение при втором заходе снизиться до недопустимо малой высоты. Во время второго пролета самолет заложил крутой вираж с креном более 45 градусов. При этом развороте в условиях порывистого ветра Ан-2Р задевает верхушки деревьев и падает на землю с последующим возгоранием. Из-за крушения также загорается рядом стоящий деревянный торговый ларек. Погибло в тот страшный день пять человек — оба пилота и три взятых на борт пассажира. Жители села, находящиеся на земле в тот момент, остались живы. Эксперты установили, что пилот осуществлял управление самолетом в нетрезвом виде.

    Богородский район

    2 марта 1993 года на территории богородского аэродрома взорвался вертолет Ми-2 прямо во время го зависания в воздухе. Произошло взрывное разрушение свободной турбины правого двигателя и падение машины. В результате взрыва на борту возник пожар, в котором погиб летчик.

    Расследование показало, что двигатель этого Ми-2 имел серьезные неполадки, которые привели к трагедии. Также оказалось, что он был изношен и имел переработку 9 часов сверх установленного ресурса.

    Богородский район

    Следующая смертельная катастрофа произошла в области 14 сентября 2013 года. Пилот самолета «Storch» с пассажиркой на борту выполнял сложные фигуры пилотажа, которые совершать на самолетах данного типа недопустимо. Во время выполнения «петли Нестерова» у судна отрывается левое крыло. Потеряв его, с высоты 250-300 метров самолет стал практически вертикально падать на землю между рекой Окой и селом Хабарское. Пилот и пассажирка погибли.

    Эксперты установили, что воздушное судно не проходило государственную регистрацию. Более того, оно не получало сертификат летной годности.

    Кстовский район

    20 ноября 2014 года вертолет Eurocopter с пилотом и четырьмя пассажирами на борту, среди которых было два несовершеннолетних, летел с Москвы в Кстово. Судно должно было совершить посадку на площадке Ликеево. После объявления о трехминутной готовности к посадке, пилот перестал выходить на связь, а вертолет в указанной точке так и не приземлился.

    Винтокрылое судно было обнаружено в районе деревни Михальчиково Кстовского района. В авиакатастрофе, по разным данным, погибло 4-5 человек, в том числе 8-летняя девочка. Эксперты полагают, что падение мог спровоцировать сильный туман, из-за которого вертолет зацепился за ЛЭП или другое высотное препятствие.

    Большеболдинский район

    Экипаж самолета Ан-2 авиакомпании «Зевс-авиа» 13 июля 2020 года выполнял авиационно-химические работы на поле в районе села Кистенево. Работы по удобрению полей «Полистином» проводились в предрассветных сумерках, когда солнце еще только начинало появляться на горизонте. Во время одного из заходов пилот не учел угол свечения солнца, свет которого создал фатальную помеху для обзора местности впереди. Ослепившись, летчик не заметил опору ЛЭП, о которой он был предупрежден руководителем сельхозпредприятия. Самолет задел провода ЛЭП, что привело к разрушению крыльев судна. Оно стало снижаться и рухнуло в 210 метрах от линии электропередач. После удара о землю возник пожар, в результате которого самолет сгорел. При крушении погиб весь экипаж в составе двух человек.

    Комиссия позже выявила, что на суде отсутствовал второй пилот, место которого занимал подвыпивший техник. Работы на поле в это время суток при подобных углах освещения проводить, согласно правилам, было запрещено.

    Кстовский район

    27 сентября 2020 года потерпел крушение частный двухместный самолет Super Petrel. Он упал в реку Волгу недалеко от деревни Михальчиково. В результате крушения погибли два человека - пилот и его пассажирка. О причинах падения самолета не сообщается.

      ...

      • 0

      Популярное

      Последние новости